Чтобы можно было найти, если понадобится лет так через несколько.
Занятия начались в прошлом году, где-то в октябре. Были перерывы, связанные с Ольгиными сотрясениями, болезнями моими и логопеда (ну, и мой решительный настрой изредка куда-то пропадал).
Сейчас уже все звуки произносятся, правда, изредка и "Р" и "Л" могут проглатываться.
1. Пальчиковая гимнастикачитать дальшечестно скажу, делала только первое время
1. Пальчики здороваются:
кончиком большого пальца правой руки касаться всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу.
2. Руки здороваются: пальцы правой руки "здороваются" с пальцами левой.
3. В кулачок 1: поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, в кулак. Делать это правой, левой и обеими руками.
4. В кулачок 2: поочередно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой и обеими руками.
5. Из кулачка 1: одновременно собирать пальцы в кулак (большой палец наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой и обеими руками.
6. Из кулачка 2: одновременно собирать пальцы в кулак (большой палец внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой, левой и обеими руками.
7. Коза: выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец держит согнутые средний и безымянный пальцы. Делать это правой, левой и обеими руками.
8. Зайчик: выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрямленных безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца.
9. Зайчик играет на барабане: сделать "Зайчика", а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося "бум-бум.." Делать это правой, левой и обеими руками.
10. Кошка - выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики выпрямленных среднего и указательного пальцев соединить с кончиком большого пальца. Делать это правой, левой и обеими руками.
11. Кошка мяукает: сделать "Кошку", а потом разводить-сводить средний и безымянный пальцы с большим пальцем, произнося "мяу-мяу". Делать это правой, левой и обеими руками.
12. Мышка: сделать "Кошку", указательный палец и мизинец сильно согнуть, подведя их к среднему и безымянному пыльцам. Делать это правой, левой и обеими руками.
13. Мышка пищит: сделать "Мышку", а потом разводить-сводить средний и безымянный пальцы с большим пальцем, произносяс "пи-пи". Делать это правой, левой и обеими руками.
14. Лошадь скачет: вытянуть средний палец, остальные пальцы "скачут" по столу, цокать при этом языком.2. Артикуляционная гимнастика. Общий комплекс № 1Когда я вначале прочитала описания упражнений, то многие почти не восприняла, зато тут же запомнила, когда логопед их четко показала.
В случае, если не ясно, как делать, эффективнее выполнять упражнения на повторение разных слов и словосочетаний из третьего пункта.
Все упражнения выполняются перед зеркалом
(ну, тут уж как получалось. Иногда упражнения выполнялись Олиными ногами кверху)Инструкция, конечно, сухая, зато делать это бывает очень весело. И тетрадка у Оли не занудная - с разными раскрасками, которые логопед наклеивает, с поощрительными наклейками и разными рисунками.
читать дальше1. Заборчик: зубы сомкнуты, губы в улыбке. Держать до счета 5.
2. Трубочка: зубы сомкнуты, губы собраны в плотную трубочку. Держать до счета 5.
3. Чередовать "Заборчик" (до счета 5)-"Трубочка" (до счета 5).
4. Окно: из положения "Заборчик" открыть широко рот. Зубы должны быть видны. Держать до счета 5.
5. Чередовать "Заборчик" (до счета 5)-"Окно" (до счета 5).
6. Причесать язычок: протискивать широкий язык сквозь узкую щелку между зубами.
7. Непослушный язычок: покусывать или шлепать губами язык, высовывая иго изо рта и убирая обратно в рот.
8. Лопатка: широкий расслабленный язык положить на расслабленную нижнюю губу. Держать до счета 5.
9. Маятник: высунуть язык. Дотягиваться до щек языком попеременно, то с левой, то с правой стороны рта.
10.Качели: рот в положении "Окно". Широкий язык качается
10а. на бугорках: вверх-вниз
10б. к носу - к подбородку.Комплекс упражнений № 2 для выработки артикуляционного уклада звуков: Л, Ль. Выполнять по 5 раз.
читать дальше1. Маляр: рот в положении "Окно". Широкий язык гладит "потолок" от зубов и до мяшкого нёба. Вперед-назад.
2. Чашечка: рот в положении "Окно". Широкий язык поднять кверху, загнув боковые края наверх. Счет 5-10.
3. Вкусное варенье: Широким кончиком ззыка облизать верхнюю губу сверху вниз, уводя язык дальше в потолок.
4. Лошадка: рот открыт. Губы в улыбке. Щелкать языком, присасывая его к твердому небу. Не двигать нижней челюстью.
5. Грибок: присосать язык к "потолку". Держать до счета 6.
6. Гармошка: растягиваем "ножку Гриба".
7. Индюк: приоткрыть рот и широким кончиком языка двигать быстро по верхней губе вперед-назад, произнося "бл-бл-бл". Тянуть этот звук, сделав сначала глубокий вздох.
8. Пароход: рот открыт. Длительно произносить звук "ы". Следить, чтобы кончик языка не приподнимался, и звук "Ы" не переходил в "и".
9. Пароход гудит: закусить широкий кончик языка и длительно произносить "ы".
10. Самолет: с закушенным языком гудеть "ы-ы-ы". Затем:
10а. Широко открыть рот и тянуть "а-а-а". Слышим "ла".
10б. Губы вытянуть на "о-о-о". Слышим "ло".
10в. Губы вытянуть на "у-у-у". Слышим "лу".
10г. Добавить сердитый "ы-ы-ы". Слышим "лы".
11. Мячик: рот открыт. Ударять "Чашечкой" в верхние бугорки с голосом. Слышим "Л-Л-Л".Комплекс № 3 для выработки артикуляционного уклада звуков: Р, Рь. Выполнять по 5 раз.
Все вышеперечисленное плюс:
читать дальше12. Парус: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик широкого языка упирается в верхние бугорки (за зубами). Зубы открыты.
13. Молоток: из положения "Парус" стучать языком и произносить двук Д(Т). Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Рот не должен закрываться.
14. Барабанщик: на выдохе быстро-быстро выполнять "Молоток".
15. Комарик: улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы. Длительно произносить звук "З" иди "Ж" (если звукопроизношение не нарушено).
16. Толстый Вася - Худой Петя: надуть щеки (счет до 5) - втянуть щеки (счет до 5).
17. Футбол: загонять ватный шарик в ворота. Дуть на него, не разжувая щек, плавно, на выдохе.
18. Палец борется с языком: напряженный язык стоит в положении "Парус". Палец надавливает на язык, пытаясь его сдвинуть, но язык сопротивляется.3. Задания:Перед каждым новым заданием - артикуляционная гимнастика и комплексы 1, 2 и 3.
Повторять звук "Л" с широким закушенным языком. Сначала не торопясь, дальше - побыстрее.
очень и очень многола, ло, лу, лы
лак, лавка, ласка, лампа
лапа, ландыш, ласточка
лоб, лодка, ложка, локоть
лось, лошадь, лом, лук
лужа, луч, лупа, луша
луковица, лужица, лысый
лыжи, лыжник, лыко
лыжный, лыжница, лысина
ладонь, лапша, ладья, лавина
лопата, ловушка, лошадка
луна, лунатик, лужайка, лукошко.
***
Лапа у кота
Лампа светит
У Вовы лыжи
Ласточка в небе
У Лады лупа
Маме нужен лук
Лада моет ложку
Луша едет на лошади
Катя ловко ловит мяч
Лда топает по лужам
Петя моет лоб и локти
Собака лает на лося
***
Игра "Измени предложения" (он, она, мы, они)
Я еду на лошади.
Я мою ложки.
Я топаю по лужам.
Я иду на лыжах.
Я ловко кидаю мяч.
Я вижу лося.
Я двигаю лавку.
Я мою пол.
Я иду на футбол.
Я завязываю узел.
Я еду на вокзал.
Я сяду на стул.
Я покупаю пенал.
***
Игра 1-2-3-4-5
Ладонь, лопата, лукошко (одна..., две..., три и т.д.).
пила, скала, халат, салат, пчела, палатка
юла, пилот, болото, солома, талон, Володя, голодный, холодный
шалун, валун, колун, тулуп, белуга, волы, полы, столы, колы, улыбка,
малыш, полынь.
***
Повторяй слоги и фразы:
ала, оло, улу, илы, ла-ала, ло-оло, лу-улу, лы-илы.
Катя ела салат и лапшу.
Мила села на лавку.
Лампа упала со стола.
Мама купила ландыш.
Мила мыла лоб.
Лодка качалась на воде.
Вода затопила луга.
Мама купила молоко, лук и салат.
Володя нес белого голубя.
Мила надела голубой халат.
На небе светила белая луна.
***
Выучить:
Лы-лы-лы, стоят в комнате столы.
Лу-лу-лу, идет Милочка к столу.
Ла-ла-ла, села Мила у стола.
Ло-ло-ло, едет Милочка в село.
***
Ал-ал-ал, Вова на диване спал.
Ол-ол-ол Дима забивает гол.
Ул-ул-ул, Петя две свечи задул.
Ил-ил-ил, маме я цветы купил.
***
Игра "один-много"
Пенал, вокзал, овал, пол, стол, ствол, футбол, стул, мел, Павел, новосел, узел.
***
Игра "она и он"
она дала и он дал
она спала и он спал
...упала, звала, читала, писала, сказала, скакала, пила, звонила, ходила, тонула, махнула, заснула, кинула, пела, села, одела, надела, висела, хотела, успела, свистела, задела.
***
Повторять:
Пенал упал.
Вова искал пенал.
Дима мел пол.
Павел дал Вове пенал.
Папа поехал на вокзал.
Михаил читал и писал.
Кот сел на стул.
Павел пошел на футбол.
Козел бодал Петю.
Дедушка забил кол.
Футболист забил гол.
Петя был мал, но удал.
Щегол звонко пел.
Мел упал на пол.
Кол стоял, стоял и упал.
***
Повторять:
Ластик упал.
Петя ел салат.
Мама мыла пол.
Лада села за стол.
Володя пошел в школу.
Стол стоял около окна.
Таня поставила локти на стол.
Володя погасил лампу.
Володя хотел сделать палатку.
Малыш пил-пил молоко и допил.
Володя ходил по болоту и устал.
***
Выучить:
Белый снег. Белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
***
Повторять:
пла-пло, плу-плы
бла-бло, блу-блы,
хла-хло, хлу-хлы,
кла-кло, клу-клы,
гла-гло, глу-глы.
***
Измени предложение (он-она-они-мы):
Я сидела за столом.
Я купила лыжи.
Я ласково целую маму.
Я улыбаюсь смелому пилоту.
Я положу мел на стол.
Я видела белого голубя.
***
Выучить:
Веник пол подметал.
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.
***
Измени предложение (он, она, они):
Я плохо плаваю.
Я хлопаю клоуну.
Я глажу носовые платки.
Я кладу клубнику на стол.
***
Повторяй:
плот, планета, план, блузка,, блокнот, яблоко, каблук, облако, хлам, хлопок, хлопоты, хлопать, хлопушка, класс, клоун, клумба, клубника, поделка, подкладка, кладовка, глаз, глотка, глобус, главный, глубокий, глупый.
***
Повторяй:
Плотник чинил пол.
Милы купила платье и платок.
Голодный малыш плачет.
Алла купила блокнот.
По небу плывет белое облако.
Кот катал клубок по полу.
Клава сажала флоксы на клумбу.
У Глаши голубые глаза.
Павел весело хлопает в ладоши.
Алла хлопочет на кухне.
***
Повторяй:
сла, сло, слу, слы
зла, зло, злу, злы
фла, фло, флу, флы
вла, фло, влу, влы
тла, тло, тлу, тлы
шла, шло, шлу, шлы
слон, слово, слух, злоба
злость, злой, флаг, флажок
шланг, шлагбаум, шашлык, метла, атлас.
***
Повторять:
Володя знал много пословиц.
Мама купила кислых яблок.
Слышно пенье соловья.
Кошка схватила мышку в лапы.
В луже плавала лодочка.
Лада положила лук в лукошко.
Клава подала стул.
У слона сломался клык.
Мама испекла слойку с клубникой.
Около слона стоял слоненок.
Зоя везла куклу.
Козел был злой.
Лада плохо завязала узлы.
Павел видел козла на лугу.
Флажок упал на пол.
На клумбе цветут белые и голубые флоксы.
Владик сел в лодку.
Павел попал в глубокую лужу.
Лада ушла в магазин за маслом.
В углу стояла метла.
Мила шила атласное платье.
Слава отламывает кусок сладкой булочки.
***
Выучить:
Мила шла, шла, шла.
Колобок нашла,
Села, поела
Опять пошла.
***
Клоун-чудак все делал не так.
Ломом копал, лопатой ломал
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мел.
***
Дятел на дубу сидит
Дятел долго дуб долбит
День долбил, два долбил
В небо носом угодил.
2011-2012 учебный год
позже отдельно.
И все это ты запомнила и изложила - какая молодец! Я бы запомнила из всего этого только Васю с Петей